Пространство массовых коммуникаций – одно из наиболее динамически развивающихся в современном мире. Проблемы взаимодействия СМИ, социума и власти, информационных служб и коммерческих структур неоднократно становились предметом полемики в аналитических телевизионных программах и публицистических материалах прессы. Исследованию психологических методов воздействия на аудиторию, применяемых различными типами СМИ, посвящены монографии Г.Г. Почепцова, И.Л. Викентьева, Д.В. Ольшанского и др. Однако не менее интересным представляется рассмотрение вопроса о динамике изменений, которые произошли в сознании общества в связи с формированием новой «постсоветской» информационной «картины мира».
Изначально одной из основных функций средств массовой информации была функция просвещения. Телевидение, на первых этапах своего развития, также считалось основным транслятором культурных принципов и норм, принятых среди представителей единой ментальности . Однако с осознанием того, что информация – товар, который может приносить прибыль (как коммерческую, так и идеологическую), пришло и требование коммерциализации массового (в том числе и телевизионного) вещания.
Сегодня большая часть средств массовой информации России отражает культуру США и Европы. Европейско-американский уровень жизни не просто культивируется, но и преподносится как высшая ценность. При этом стало «общим местом» говорить о том, что российская аудитория, и в частности молодёжная публика, якобы уже перенявшая все предлагаемые ей западные примеры, практически оглуплена и обезличена подобным «манипулятивным воздействием».
Если обратиться к недавнему прошлому, то можно вспомнить, что ещё 10 лет назад российские телекомпании с удовольствием выкупали лицензии на показ малобюджетных американских фильмов, так как их стоимость была намного меньше, чем покупка лицензии российского фильма. Теоретики американской PR-пропаганды специально делали огромные скидки на лицензирование, продумав наперёд стратегию внедрения в менталитет России своей культуры, своего образа жизни и жизненных ценностей.
Тем не менее, вскоре стало совершенно очевидно, что многие телевизионные передачи откровенно не согласуются с установками менталитета россиян, из-за чего происходило отторжение программ, которые в уже упомянутой Америке имели колоссальные рейтинги и смотрибельность. Более того, говоря об аудитории СМИ, следует учитывать ещё и личностный, субъективный уровень восприятия каждого конкретного человека, на котором информация, не согласующаяся с «внутренними установками» и ценностями индивида, отсеивается им как ненужная .
В то же время бесспорно, что в течение последних нескольких лет российская аудитория была включена в процесс ежедневного просмотра именно западных телевизионных программ. Наибольшей популярностью у населения пользовались американские и европейские (а не отечественные) сериалы, дети смотрели не российские «Приключения Вини-Пуха», «Ёжик в тумане» и «Ну погоди!», а мультфильмы компании «Walt Disney» («Русалочка», «Король-лев») и даже откровенно «низкокачественные»: «Рога и копыта», «Смывайся», «Гроза муравьёв», «Бивис и Батхед».
В настоящее время интерес к «попсовым», поверхностным информационным материалам как в печати, так и в радиотелевизионном вещании снижается. Однако на смену подобному «информационному товару» пришёл ещё более вредный информационный продукт, представляющий собой завуалированную копию эрзац-культуры. Сфера российской медиаиндустрии, переняв некоторые принципы и подходы западных СМИ, PR и рекламных служб, апробирует на аудитории новые, «синтетические» формы информационного воздействия. Так, например, со скидкой на российскую ментальность сделаны многочисленные отечественные риэлити-шоу, где герои подбираются по принципу: чем эксклюзивнее, тем лучше (строго в соответствии с национальным стереотипом о «непонятности» и «загадочности» русских людей, которые могут демонстрировать какие угодно модели поведения и при этом оставаться вполне адекватными представителями человеческой расы).
На наш взгляд, наибольшая опасность в сфере манипулирования массовым сознанием связана именно с распространением в среде аудитории вышеозначенных «адаптированных для русских людей» материалов, представляющих собой сплав журналистских приёмов и технологий манипуляционного воздействия паблик рилейшнз. Достаточно грамотно выстроенная схема продвижения определённых идей и доктрин, производимая путём создания у аудитории иллюзии о её собственном «свободном выборе» между предлагаемыми вариантами подходов к одной и той же проблеме , вполне успешно создаёт видимость реализации демократических принципов в процессе информационного освещения наиболее важных социально-экономических и политических проблем.
На наш взгляд, тиражируемые различными типами СМИ PR-журналистские проекты представляют собой так называемые информационные «бомбы замедленного действия». Их эффект основан на элементарных законах психологического восприятия окружающего пространства: ежедневно слыша о каких-то «новых веяниях» времени, люди начинают воспринимать их как неизбежное следование прогрессу, как результат трансформации общества, что влечёт за собой привыкание к подобным искусственно созданным и внедрённым «нормам».
Таким образом, рассмотрев основные аспекты манипулятивного воздействия СМИ на аудиторию, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время сфера информационных коммуникаций стремительно видоизменяется: во-первых, изменения происходят в самих СМИ (типология, структурная организация и т.д.) и производимом ими «продукте» (синтез различных жанровых форм), а во-вторых, – всё более актуальным становится использование «скрытых» приёмов, которые способствуют замене коммуникации (message) совершенно другой данностью – процессом ломки и проработки коллективного сознания.
(с) Титов Алексей Николаевич ( ну т.е. Я - Resident) - буквально 3 недели назад защитил её на одной конференции и она попала в сборник научных статей аспиратнов.